Проект по организации и реализации комплекса мероприятий по культуре с участием особенных детей
https://youtu.be/SUKRAifgXTo
Семьи с детьми с особенностями развития, зачастую, в силу разных обстоятельств не имеют возможности получения дополнительного образования и полноценного участия в кружковой деятельности. Они ходят в специализированные школы, учатся по определенной программе и живут по выверенному алгоритму. Благодаря проекту «ВСЕ ВМЕСТЕ», у них есть возможность применять, полученные в школе навыки, закреплять и расширять их в рамках практик, проводимых в Проекте. Возможность прикоснуться к искусству, выразить свои эмоции через искусство и, что немаловажно, поделиться мыслями и эмоциями со сверстниками.
С 2016 году на базе структурного подразделения Благотворительного Фонда «Наследие Отечества» в Центре детского развития и семейного досуга «Ковчег» был разработан инновационный проект «ВСЕ ВМЕСТЕ» и началась его реализация. Проект реализуется по настоящий момент в рамках Соглашения о предоставлении из бюджета Московской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, на реализацию проектов в сфере культуры на территории Московской области.
Основной целью Проекта является создание системы работы по решению жизненно важных проблем детства, досугово-образовательной деятельности и допобразовательной деятельности на местах, в муниципальном образовании г.п. Кратово для детей и подростков с ментальными нарушениями.
Этому способствует разработанный комплекс социо-культурных мероприятий в рамках проекта «ВСЕ ВМЕСТЕ», который направлен на раскрытие творческого потенциала ребенка. Одной из главных задач Проекта является социо-культурная реабилитация детей и подростков с ментальными нарушениями, а так же изменения отношения общества к этой категории детей.
На базе Центра детского развития и семейного досуга «Ковчег» создана Целевая группа Проекта детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, которая состоит на настоящий момент из 183 детей. Сформировано 5 (пять) подгрупп детей, объединенных по категориям ограничения жизнедеятельности для максимального достижения результатов социо-культурной реабилитации:
Группа №1 -дети с синдромом Дауна,
Группа №2 – дети с ДЦП,
Группа №3 – дети с синдромом аутизма,
Группа №4 – дети с задержкой психоречевого развития,
Группа №5 – дети, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В ходе проведения культурных мероприятий социо-культурного проекта «ВСЕ ВМЕСТЕ», развивающие занятия направлены на:
создание доступной среды для семей с детьми с инвалидностью и детей с ОВЗ:
– социально-культурной,
– социально-средовой,
– социально-психологической,
– социально-педагогической;
- возрождение духовности, патриотизма и национального самосознания (как взрослых, так и детей) через обращение к величайшим примерам отечественной литературы, живописи, музыки, кинематографа.
В рамках проекта с 2016 по 2020 год были реализованы творческие практики, как элемент эрготеропии :
- мастер-класс по управлению интерактивным железнодорожным макетом,
- мастер-класс «Лего»,
- мастер-класс «ИЗО»,
- мастер-класс «Нейрографика»,
- мастер-класс «Волшебный экран»,
- мастер-класс «Золотой песок»,
- мастер-класс «Эбру»,
- мастер-класс «Занимательные опыты»,
- мастер- класс «Рисуем пластилином»,
- мастер-класс «Мукосолька»,
- мастер-класс «Коллаж»,
- мастер-класс «Флористика»,
- мастер-класс «Макетирование»,
- мастер-класс «Умелый поваренок»,
- мастер-класс «Аппликация из фетра»
- мастер- класс «Скульптура малых форм»
– Музыкально-литературные занятия – это целенаправленный процесс формирования целостного развития личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, развивает художественный вкус, творческие способности, формируют устойчивый интерес к искусству, что создает у ребенка необходимые условия для формирования и развития эмоционального интеллекта как источника сопереживания, творческого соучастия, что является основой для успешной социализации в обществе.
– Проведение праздничных мероприятий (День защиты детей, День семьи, любви и верности, День знаний, Международный День инвалида, Рождественская елка…), творческих выставок детских работ – проводится с целью создания теплой веселой и уютной атмосферы для нашей целевой группы их семей. Это позволяет нам привить детям интерес к культурно-массовым мероприятиям, преодолеть социальную изолированность от общества, в которой они невольно находятся. Создается комфортная среда, добрая уютная обстановка, игры и веселье наряду с интеллектуально-познавательными, физкультурно-оздоровительными и художественно-эстетическими занятиями, которые позволяют сформировать устойчивые коммуникативные навыки. Происходит интеграция детей с метальными нарушениями в среду здоровых сверстников.
•Выездные мастер-классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Раменского муниципального района – являются – Межведомственным взаимодействием, что приводит к распространению новых методик и технологий в работе с детьми с ОВЗ. Расширяет количество детей целевой группы, задействованных в Проекте.
В 2020 году реализация Проекта была обусловлена новой реальностью и эпидемиологической обстановкой в мире. В такой ситуации особенно важно личностное взаимодействие с теми, кто в этом нуждается больше всего. Специалистами центра был разработан новый формат реализации, а личностное взаимодействие, возникшее между семьями за годы реализации проекта, позволило успешно реализовать его в новых условиях.
Весь материал, наработанный до пандемии, был перенесен в виртуальное пространство. Была создана образовательная платформа с видео-уроками и мастер-классами, семинарами для специалистов и детей с ОВЗ, разработаны понятные и доступные методические рекомендации для педагогов и родителей. Была организована психологическая поддержка для родителей.
Помимо консультаций, мы проводили акции и флешмобы. Акция «Неделя добрых мыслей» была направлена на стабилизацию психологического и эмоционального состояния родителей. Флешмоб «Воздушный поцелуй» не только поднял настроение, помог узнать историю происхождения праздника «Всемирный день воздушного поцелуя», но и включил в себя практику «умные движения». Простые, на первый взгляд, движения, могут оказаться очень сложными для детей с нарушенной ментальностью. Проводились онлайн-выставки творческих работ, конкурсы и награждения. Мы получили огромный отклик не только от семей с детьми целевой группы, но также и от волонтёров и от многих жителей Раменского муниципального района – творческие работы, фотографии, детские мастер-классы по кулинарии, рисованию, лего-конструированию, флористике, рассказы о разных животных, о моде, а многие даже приняли участие в записи сказок для подкаста.
Период пандемии показал, что несмотря на блестящие полученные результаты, самым важным в проекте является социализация и личностный контакт. Через подбор развивающих занятий, через практики и адаптационные мероприятия, через комплекс эрготерапии мы готовим детей к реализации во взрослой жизни, даём им возможность социализации в общество.
С уважением,
Президент БФ «Наследие Отечества»
Евгения Викентьева
12.12.2020