ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ВСЕ ВМЕСТЕ»2022 при поддержке Министерства культуры и туризма Московской области

 
 
 

Согласно Федеральной программы Российской Федерации «Доступная среда» (Указ Президента Российской Федерации от  28  декабря  2012  г. № 1688-р «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), которая продлена до 2025 года Указом Владимира Путина 5 декабря 2018г. на встрече с инвалидами и представителями профильных некоммерческих организаций, необходимо обеспечение равного доступа не только к объектам, но и возможность получения равных возможностей социально-культурных услуг детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами, а также их интеграция в среду здоровых детей.

В связи с этим, Благотворительным фондом «Наследие Отечества» был разработан Проект «ВСЕ ВМЕСТЕ», который продолжается в течении уже шести лет.

В настоящее время Благотворительным фондом «Наследие Отечества» решается задача по эффективному оказанию своевременной и длительной реабилитации детей - инвалидов и помощи членам их семей, детей с ограниченными возможностями на местах. Внедрение, развитие, применение и распространение новых методик и технологий позволят с большим результатом оказывать помощь детям.

 

Проект реализуется на протяжении шести лет с 2016 года. Проект является востребованным, так как сформирован системный процесс реализации Проекта и выстроена структура Проекта посредством взаимосвязанных занятий, которые позволяют достигать значимых и видимых результатов. Проект зарекомендовал себя как арт-пространство, для реализации творческого потенциала детей целевой группы. В 2022 году целевая группа составила 180 детей с ОВЗ, ментальными нарушениями и ближайшего социального окружения. 

Субсидирование от Министерства культура Московской области составило:

- в 2016 году 316 500 рублей;

- в 2017 году 380 000 рублей:

- в 2018 году 519 052 рублей;

- в 2019 году 713 010 году;

- в 2020 году 763 010 рублей;

  • в 2021 году 318 500 рублей;
  • в 2022 году 912 000 рублей.

Постоянный анализ деятельности Проекта и бесценный приобретенный опыт в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и детьми с ментальными нарушениями позволяет выявить наиболее эффективные сферы деятельности и мероприятия. 

Реализация межпредметного инновационного проекта, в формате дополнительного образования, для «особенных детей» и их ближайшего окружения: «Нейрографика», «Литературная гостиная», «Сказкотерапия», «Глинотерапия» и «Гончарная мастерская «Ковчег», «Особенная керамика» которые в свою очередь позволяют решать сложные задачи значимые для всех участников Проекта «ВСЕ ВМЕСТЕ». Сегодня с уверенностью можно сказать, что Проект «ВСЕ ВМЕСТЕ» является иновационным проектом в сфере дополнительного образования через культуру и творчество в рамках реализации дополнительного инклюзивного образования. Такой подход не является принципиально новым в мировой практике, но анализ полученных результатов, позволяет утверждать, что инклюзивное дополнительное образование, как межпредметное, через культуру, литературу, ремесленные навыки, улучшает адаптивность и социализацию детей с ментальными нарушениями и с ОВЗ.

На протяжении нескольких лет суть Проекта остается прежней – стимулирование интересов и познавательной деятельности, которая предполагает создание и расширение суммы знаний через проектную деятельность. Это комплексный метод дополнительного образования, позволяющий строить Проект исходя из запросов целевой аудитории.

 В этом году проект «ВСЕ ВМЕСТЕ» был реализован с учетом того, что 2022 ГОД - ГОД НАРОДНОГО ИСКУССТВА И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ.

 В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации в рамках Проекта проводились мероприятия, которые показали высокий интерес и востребованность мероприятий участниками Проекта «ВСЕ ВМЕСТЕ» и их ближайшего окружения. 

Правильность выбранной траектории реализации Проекта подтверждается возрастающим количеством участвующих в Проекте семей с детьми с инвалидностью, с ментальными нарушениями (ЗПР, РАС). Число участников с каждым годом увеличивается. 

Мероприятия Проекта направлены на адаптацию и социализацию детей с инвалидностью, детей с ОВЗ и ментальными нарушениями.

Проект «ВСЕ ВМЕСТЕ», направленный на социализацию детей с инвалидностью через мероприятия по культуре, позволяет изменить многое в жизни этих детей. Дети с ОВЗ и ментальными нарушениями лишенные возможности нормального общения, испытывающие физические и нравственные страдания, обретают в творчестве и через творчество поддержку – опору в самом себе и обществе. 

Овладевая культурными ценностями, реализуя свой потенциал, добиваясь успехов в области изобразительного искусства, реализуя себя в народном творчестве, дети с ОВЗ и ментальными нарушениями по-новому осознают себя и перестают быть «социальными изгоями». Проект «ВСЕ ВМЕСТЕ» в этом году показал, что может быть реализован, не только как проект социальной адаптации, но и как проект дополнительного образования для детей с ментальными нарушениями и ОВЗ.

Знакомство с ремеслом гончара, с мастерством росписи по глине, тканевых и деревянных изделий, позволило не только приобщить детей целевой группы к традициям Русского ремесла, но и через литературные гостиные познакомить с традиционными русскими промыслами и ремеслами. 

В этом году был сформирован и апробирован формат, который позволяет соединить в себе теоретическую познавательную информацию и практику. С учетом нозологии «особенных детей» формат мероприятий был представлен в форме познавательной тематической литературной гостиной с закреплением и отработкой полученного материала на практике: лепка из глины, роспись, аплеказия и т.д.  При таком подходе, мы получили уникальную программу абилитации и профориентации для детей с ментальными нарушениями.      

Участие родителей и сопровождающих в творческом процессе являлось неотъемлемой частью проекта «ВСЕ ВМЕСТЕ», оно значительно снижает тревожность детей с ОВЗ и ментальными нарушениями, более того, дает возможность родителям и сопровождающим дополнительный инструмент социализации и воспитания через творчество и культуру. Родителями и сопровождающими осваиваются новые методики взаимодействия, при этом они получают полноценный алгоритм действий в рамках реализации Проекта социально-культурной адаптации, эргореабилитации и как следствие - это прекрасная возможность взглянуть на своих детей по-новому: как на детей, которые в дальнейшем смогут реализовать себя в трудовой деятельности по средствам ремесла. 

Таким образом, Проект «Все ВМЕСТЕ» в этом году является не только проектом социальной адаптации и абилитация, но и проектом дополнительного образования детей с ментальными нарушениями. «Особенная керамика» «Гончарная мастерская» - это не только терапевтические занятия, но и возможность рассмотрения развития этих направлений как профориентацию для детей с ОВЗ.

Проект «Все Вместе» направлен на создание доступной среды для проведения культурных мероприятий в целях интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и семей с детьми-инвалидами, которая включает в себя: 

- социально-культурную;

- социально-средовую;

- социально-психологическую;

- социально-педагогическую адаптацию детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья.

- возрождение духовности, патриотизма и национального самосознания (как взрослых, так и детей) через обращение к величайшим примерам отечественной литературы, живописи, музыки, кинематографа. 

 

Проект направлен:

-  на создание системы по решению жизненно важных проблем детства, эффективной профилактике детского неблагополучия, создание оптимального комплекса социальной поддержки детей с инвалидностью;

- содействие в приобщении к культурному наследию, оказание помощи детям с ограниченными возможностями и семьям с детьми-инвалидами, находящимися в трудной жизненной ситуации в Центре детского развития и семейного досуга «Ковчег» на базе Благотворительного фонда «Наследие Отечества»; 

- обеспечение максимально возможного развития детей-инвалидов, детей с ОВЗ и метальными нарушениями в условиях семейного воспитания, их социализация и подготовка к самостоятельной жизни и интеграции в общество;

- привлечение к участию государственных и муниципальных учреждений различной ведомственной принадлежности, российских некоммерческих организаций и общественных объединений.

В Проект включены мероприятия по обобщению, распространению и внедрению эффективных (в том числе инновационных) методик и технологий работы с детьми и их семьям, применяемых в нем. 

Предусматривается улучшение кадровых и материально-технических условий для устойчивого использования новых методик и технологий, внедренных на муниципальном уровне. Привлечение к реализации Проекта специалистов, уровень квалификации и профессионализма которых гарантирует достижение поставленных целей и задач. 

 

Актуальность проведения эргореабилитации «Гончарная мастерская «Особая керамика» в рамках Проекта

 

Эргореабилитация с использованием глины является одним из методов арт-терапии, основанных на сенсомоторном опыте детей, что делает её близкой к телесно-ориентированным техникам. Чтобы создать что-то из глины, необходимо приложить усилия, сосредоточиться на действии, направить усилия на достижение определенного результата, поэтому лепка из глины эффективна при взаимодействии с детьми с инвалидностью и с детьми с ОВЗ, имеющими гиперактивность, травматический опыт, перенесшими потерю, горе. Работая руками с глиной, ребенок начинает думать, осмысливать, выбирать, принимать решения, в процессе вымешивания устанавливается контакт с самим собой, ребенок сосредоточивается на себе, начинает лучше понимать себя, свои мысли, чувства и эмоции, управлять ими, узнает и открывает себя с разных сторон, начинает лучше чувствовать свое тело и его потребности, обнаруживает скрытые внутренние ресурсы. Глина также способна поглощать негативные эмоции, чувства и аффекты. 

Следовательно, работа с глиной дает возможность взрослым и детям не только выразить такие негативные чувства, как гнев, обида, вина, печаль и любые другие переживания, телесные ощущения и опыт, которые сами они затрудняются определить словами. Работа с глиной также позволяет избавляться от накопившегося напряжения, неуверенности, страха, агрессии, стресса, во многих случаях помогает корректировке эмоционального состояния. 

Каждое изделие из глины полученное в результате эрготерапии является уникальной творческой арт-работой, которая после обжига и росписи была представлена на наших выставках. Работы детей целевой группы были отправлены на конкурс, где получили дипломы участников. 

 

На сегодняшний день целевая группа Проекта составляет 180 детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями со всего Раменского района, г.о. Жуковский, и г. Бронницы.

Сегодня, около 7% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном развитии, отвечающем их особым потребностям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование и развитие.

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения художественно-эстетического развития; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой творческой и проектной деятельности.

Проект «ВСЕ ВМЕСТЕ» предназначен для решения задачи художественно-эстетического развития и социализации детей с ОВЗ и ментальными нарушениями.

В тоже время реализация Проекта способствует повышению интеграции детей с особенностями развития в социальную среду здоровых сверстников и начальную профориентацию, выявляя творческий потенциал ребенка.  В этом году в рамках реализации проекта проявилась тенденция к наставничеству, что отвечает запросам целевой аудитории. Специалисты задействованные в Проекте выполняют активную функцию наставника-педагога, для родителей такой формат взаимодействия реализуется через лекции и семинары. 

 

Проведение литературно-музыкальных гостиных 

 

Литературно-музыкальная гостиная – мероприятие по культуре, направленное на возрождение духовности, патриотизма и национального самосознания (как взрослых, так и детей) через обращение к величайшим примерам отечественной литературы, живописи, музыки, кинематографа. Формирование и развитие представления ребенка о мире литературы и искусства; содействие духовному развитию личности, обогащение словарного запаса, развитию образного мышления.

 

Проведение мастер-классов по творчеству для детей разных направлений по коррекции их умений и навыков

Мастер-классы по творчеству способствуют интеграции детей с ОВЗ в здоровую среду, развитию навыков образного и логического мышления, воображения, увеличению объема памяти, развитию крупной и мелкой моторики, расширению активного словарного запаса, кругозора, выполнению различных социальных ролей и приобретение возможности быть включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности. 

Участие детей целевой группы в мастер-классах помогает выявить желания и возможности заниматься определенным видом творчества, выявить таланты.

Проведение мастер-классов позволило регулярно заниматься любимым творческим делом. Дети целевой группы с большим желанием и радостью посещают мастер-классы Проекта. С помощью творчества в игровой форме у детей развивается мелкая моторика, творческое мышление; формируется умение создавать предметы своими руками, терпение, желание и стремление быть полезным окружающим людям. Занятия помогают значительно улучшать зрительно-моторную координацию детей, формировать интеллект и эстетическое восприятие мира. Данные занятия в значительной мере способствуют преодолению социальной изолированности семей, воспитывающих детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями развития.

Проведение праздничных мероприятий для детей целевой группы (День защиты детей, Новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза»)

Организация и проведение праздничных мероприятий в рамках проекта «ВСЕ ВМЕСТЕ» осуществляется с целью создания теплой веселой и уютной атмосферы для детей с инвалидностью, детей с ОВЗ и их семей. Педагоги и специалисты имеют возможность привить детям целевой группы интерес к культурно-массовым мероприятиям, преодолеть социальную изолированность от общества, в которой они невольно находятся. Проведение подобных мероприятий позволяет   формировать эмоционально - оценочное восприятие картины мира. Комфортная среда, добрая уютная обстановка, игры и веселье наряду с интеллектуально-познавательными, физкультурно-оздоровительными и художественно-эстетическими занятиями приносят огромную пользу в социализации детей с ОВЗ.

 Участие  в праздничных мероприятиях и  выставках детей целевой группы способствует интеграции в здоровую среду, развитию навыков образного и логического мышления, воображения, увеличению объема памяти, развитию крупной и мелкой моторики, расширению активного словарного запаса, кругозора, выполнению различных социальных ролей  и приобретению возможности быть включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, комфортному формированию социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции в общество. 

Межведомственное взаимодействие способствует распространению новых методик и технологий в работе с детьми с ОВЗ, увеличивает количество детей-инвалидов, задействованных в Проекте. 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ

 

В Проекте применяются  инновационные технологии в области работы с детьми ОВЗ  и ментальными нарушениями, такие как рисование в технике Нейрографика, Интерактивный мастер-класс по работе с настоящим макетом железной дороги и маленького города, уникальные технологии по Флористике (работы с природными материалами), «Особая керамика», «Глиняная сказкотеррапия», гончарная мастерская, которые способствуют формированию доступности комплексной социально-культурной реабилитации, начальной профориентации, развитию наставничества, помощи семьям с детьми с инвалидностью и семьям с детьми с ограниченными возможностями, проживающих на территории муниципального образования. 

Социально-культурное становление личности ребенка с ограниченными возможностями средствами искусства представляет собой результат целостного процесса сопровождения развития, включающего воспитание, обучение, коррекцию, связанные между собой в единой модели развивающей и психологической помощи ребёнку. 

Целостность этого процесса представлена ценностями и отношениями (ребёнок – искусство, ребёнок – искусство – взрослый, ребёнок – искусство – сверстник) в мире культуры. 

Центром этой целостности является личность такого ребёнка, её социально культурное становление, которое осуществляется в процессе межсубъектного взаимодействия в разных видах искусства и проявляется в познавательно-семиотическом, культурно-коммуникативном, рефлексивном, эмоционально-чувственном, художественно- творческом выражении. 

 

Проект «ВСЕ ВМЕСТЕ» отличается широкой функциональностью и гибкостью, специалисты разных направлений получают набор инновационных упражнений:

организация доступности получения услуг населением;

- формирование и развитие представления ребенка о мире литературы и искусства, для дальнейшего профессионального самоопределения;

- снижение степени ограничения способности к общению; 

- развитие навыков произвольной регуляции собственного поведения, улучшение психоэмоционального состояния; 

- развитие учебно-значимых навыков;

  • снижение степени ограничения способности к самообслуживанию: освоение навыков самообслуживания в практической деятельности.  

05.12.2022

Вернуться к списку новостей

Все наши новости